О Тимоновском партизанском отряде

boytsy2Еще в начале войны горкому партии было дано задание организовать партизанскую борьбу в районе. Отряды формировались в Дмитрове и Рогачеве. Первый отряд (51 человек, командир И.П. Терехов) базировался в лесу близ Тимонова и Ковригина, второй отряд (20 человек, командир В.А. Дробышевский) имел зону действия от Яхромы до Икши, базировался в Икшинском лесу. На основные базы отрядов завезено продовольствие, вооружение и боеприпасы, подготовлены и резервные базы. Проведено военное обучение, созданы в селениях явочные квартиры с хорошо проверенными людьми. Ядро партизанских отрядов с двадцатых чисел ноября по 10 декабря находилось на базах, в лесу. Ходили в разведку, занимались военной подготовкой. Но до активных действий не дошло, т.к. врага через канал не пропустили. Активные действия на временно оккупированной территории вели лишь рогачевские партизаны во главе с С.П.Птициным. А 10 декабря 1941 года они вместе с войсками 30 армии Д.Д.Лелюшенко освобождали родное село.

Ниже будет предствлена информация о людях входивцих в Тимоновский отряд И.П.Терехова: о Макарове Александре Ивановиче и Горшкове Пётре Тимофеевиче.

Дмитровский горком ВКП/б возглавляли к 1941 году Герасим Николаевич Николаев — 1-й секретарь и Александр Иванович Макаров — 2-й секретарь. В апреле 1942 г. Макаров сменяет на должности Николаева, переведённого на работу в Загорск, и руководит районом все годы войны.

Биография Макарова типична для представителя партийно-государственной власти.

no images were found

Родился в семье рабочего 20.02.1906 в селе Сельцы Рязанского района Рязанской области. С февраля 1917 (11 лет) работает на военном заводе № 14 им. Косякова в г. Рошаль Кривандинского района Московской области — до 1935 г., за исключением 1920-1923, когда его, как и всех подростков, по новому трудовому законодательству уволили.

В 1923 г. вступает в комсомол, избирается освобождённым секретарём организации завода и членом пленума Орехово-Зуевского уездного комитета ВЛКСМ. С января 1927 г. член компартии, заместитель секретаря парторганизации завода. В мае 1935 г. по решению парткома завода направлен на учёбу в Москву в Военно-химическую академию. Вследствие ликвидации промышленных факультетов при военных академиях в августе 1936 г. переведён в Промышленную академию Народного комиссариата лёгкой промышленности СССР, которую закончил с отличием в июле 1939 г. по специальности инженера- технолога трикотажно-вязального производства.

С августа 1939 г. работает по направлению ЦК ВКП/б и Наркомлегпрома СССР главным инженером Дмитровской трикотажно-перчаточной фабрики. В марте 1940 г. избран членом президиума горкома партии, затем 2 секретарём ГК ВКП/б.

В 1941 г. — комиссар первого (городского) партизанского отряда под командованием И. П. Терехова.

В апреле 1942 г. избран 1 секретарём горкома партии. За время работы секретарём Дмитровского ГК ВКП/б Указами Президиума Верховного Совета СССР награждён: орденом «Красная Звезда» (ноябрь 1942 г. — за образцовое выполнение заданий Правительства по производству боеприпасов); орденом Трудового Красного Знамени (февраль 1944 г. — за успешное выполнение заданий правительства по развитию сельского хозяйства и животноводства); медалью «За оборону Москвы» (июль 1944 г.); орденом Отечественной войны II степени (февраль 1945 г. — за успешное выполнение государственного плана хлебозаготовок); медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (декабрь 1945 г.).

В феврале 1945 г. решениями МК ВКП/б и ЦК ВКП/б Макаров был направлен в Высшую партийную школу при ЦК ВКП/б. По её окончании решением Политбюро ЦК ВКП/б в июле 1948 г. направлен на работу заместителем начальника Управления по торговле промтоварами Министерства торговли СССР, а в марте 1950 г. решением Оргбюро ЦК ВКП/б направлен в органы МВД СССР начальником политотдела УИТЛК УМВ Московской области. Перед уходом на пенсию по состоянию здоровья работал старшим инструктором политотдела Главного управления мест заключения МВД РСФСР. С 1960 г. — персональный пенсионер союзного значения. Также награждён медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» и в 1975 г., «Участнику трудового фронта. 30 лет Победы в Великой Отечественной войне».

Руководство партизанским отрядом, особенно подготовка базы в лесу в районе Тимоново-Ковригино, выявило в первую очередь хозяйственно-организационные способности Александра Ивановича. Он оставил подробный отчёт о строительстве и оснащении базы: «Отряд был организован из состава партийно-советского актива района, работников ГК ВКП/б, исполкомов райсовета и горсоветов, руководителей предприятий и учреждений и части беспартийных товарищей (выделено мною — Н. Т.). Всего в отряде насчитывалось 57 человек. Отряд был разбит на ряд подразделений с расчётом, что в каждом из них были люди, имеющие различные военные специальности (пулемётчики, подрывники, танкисты, шофера и др.)» .

Заручившись рекомендациями от заведующего РОНО И. В. Лунева, зав. РАЙЗДРАВом Г. И. Широкова, зав. РАЙЗО (земельным отделом) Ф. И. Корнеева, Макаров отбирает учителей, врачей, колхозников и лесников для помощи партизанам и подпольщикам. В результате многочисленных бесед, проверок были отобраны следующие лица. Пётр Антонович Пильков — бывший земский врач, хирург городской больницы, живший на окраине города, готов был при необходимости выезжать по вызову к партизанам или принимать раненых у себя. Фельдшер Тимоновской сельской больницы Иван Андреевич Волков с женой, лесник Тимоновского лесничества Сергей Михайлович Часовиков, лесники из д. Пыхино Зубковы — отец и сын, сельские учителя В. И. Канзи из Якоти, Е. Т. Филиппова из Тимонова, А. В. Морозова из Ольявидова (заметим, что в большинстве своём это старая земская интеллигенция) имели свои поручения. Колхозники А. С. Нечаев из Никитина, П. И. Волков из Сихнева, Фролова из Непеина, Обаренова из Плетенева и другие были приобщены к партизанской работе.

Отряд направился в лес в тот день, когда немцы вошли в Яхрому — 28 ноября. В городе остались Николаев, Кириллин, Поляков и Грибков, пытаясь хоть как-то сохранить порядок. Кириллин, по воспоминаниям И. П. Терехова, так и заявил: «Не пойду из города ни за что!» (протокол от 03.12.1951 совещания участников ВОВ в Дмитрове).

Всего в первом городском отряде существовало три основных (по составу участников) подразделения, к которым были приставлены обученные подрывники (вероятно, кадровые военные), подразделение разведки «из отборных товарищей («физически крепкие и знающие окружающую местность» — уточняет Макаров, имея в виду, вероятнее всего, тех самых беспартийных), а также санитарная часть из четырёх человек. В каждое подразделение были назначены командир и политрук. Личный состав отряда перед отходом на базу изучал военные дисциплины: владение винтовкой, искусством маскировки, продвижение по открытой и пересечённой местности, действия бойца в одиночку и подразделением, разведкой, гранатометание и метание бутылок с зажигательной смесью. «К занятиям люди относились серьёзно и с интересом», — отмечает Александр Иванович.

Вот подробное описание базы первого городского отряда: «В земле построены три больших землянки с расчётом на каждую по 20 человек. Землянки внутри обложены досками и фанерой, имеют досчатые нары и хорошо утеплённую крышу. Внутри установлены железные печи. Кроме этого, построена кухня с кладовой, в которой помещён необходимый запас продовольствия на 2-3 недели, остальной запас продуктов питания уложен в ямы, расположенные вокруг и отдалённо от базы. Снабжение водой кухни устроено посредством трубы под землёй, через которую поступает вода из речки». На второй базе «обдумана постройка небольшой землянки под баню с расчётом взятия горячей воды с кухни, так как в плите вмазан большой котёл для нагревания воды. Всё расположение на базах устроено с учётом маскировки… Продуктов питания завезено на обе базы из расчёта увеличения численности отряда в 3-4 раза и продолжительностью 5-7 месяцев. На каждого члена отряда было выдано: винтовка — 1, патронов — 30, гранат РГД-33 — 9 шт., финский нож — 1. Медикаментами отряд обеспечен из расчёта увеличенности его в 3-4 раза и сроком на 5-7 месяцев. На каждого бойца выдано: полушубок или ватный пиджак, телогрейка и ватные брюки, валенки, шапка, стрелковые перчатки шерстяные с чехлом, свитер, носки шерстяные, портянки зимние и летние, вещевой мешок. Кроме того, каждый боец был снабжён одной парой лыж, котелком, кружкой и хорошим удобным маскировочным белым костюмом (пиджак, брюки, шлем, рукавицы). Помимо указанного, на базах создан небольшой запас из обмундирования вплоть до нательного белья и постельных принадлежностей».

«Руководство отряда запрашивало разрешения о переходе группы партизан на лыжах в тыл врага для боевых действий. Руководящая тройка в категорической форме запретила нам это делать». «Вследствие того, что частями Красной Армии противник был вскоре отброшен с территории Дмитровского района, отряду боевых действий производить не пришлось», — подводит итог комиссар отряда Макаров.

В 1942-1945 гг. Александр Иванович Макаров все силы направляет на восстановление хозяйства района. Первейшей его заботой становится сельское хозяйство, сильно обезлюдевшее мобилизацией, обескровленное оккупацией. Промышленность района под руководством Макарова не только восстанавливается, но и успешно справляется с военными заказами. Большая помощь оказывалась воинским частям и подразделениям, формировавшимся на территории района. Уже в 1943 году ГКО награждает Дмитровский район Знаменем за достижения в области хозяйственной деятельности.

Пётр Тимофеевич Горшков (1895 — 1986) — уроженец деревни Хвостово Дмитровского уезда. Двадцати восьми лет от роду, в 1923 году, он был избран председателем сельсовета. Фактически Пётр руководил сельской комсомольской организацией, будучи кандидатом в члены ВКП (б). Одной из его заслуг была организация Комитета Крестьянской общественной взаимопомощи (ККОВ). В 1924 г. этим комитетом была организована промысловая артель по пошиву футбольных мячей, в последующем ставшая кожгалантерейной фабрикой.

Оценив организаторские способности Петра Тимофеевича, его избирают председателем волостного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов.

В 1925 г. он вступает в РКП (б). В 1926 г. Комитет Крестьянской взаимопомощи при поддержке шефов из Москвы приобретает трактор «Фордзон». Вслед за этим было организовано мелиоративное товарищество, началась вспашка целины.

В 1929 г. Пётр Тимофеевич организовал первый колхоз в Синьковской волости. В январе 1932 г. «за твёрдость в проведении партийных заданий» уездный комитет партии переводит его в город на советскую и партийную работу, инструктором орготдела. В 1939 г. Горшков уже является председателем президиума гор-совета.

В 1941 г., с приближением линии фронта, круглосуточно занимаясь подготовкой города к непредсказуемым событиям, он отправляет дочь и сына в деревню Хвостово, к бабушке. А ведь мог бы добиться их эвакуации на Восток — для этого у него были все полномочия. Могли ли тогда предположить, что Хвостово будет через несколько недель оккупировано немецкими войсками? Просто чудом оккупанты не узнали, что в полуразрушенном здании на краю села прячутся дети и мать одного из первых в районе коммунистов.

14-летняя Валя Горшкова с братом Геннадием и их бабушка Агафья Фёдоровна были, как и другие жители, выгнаны из своего дома и переселились в колхозный телятник. Корова осталась при доме. Приходилось каждый день ходить туда, доить и ухаживать за ней. Рядом с коровой во дворе стояли немецкие мотоциклы. Однажды, доставая сверху сено, девочка засыпала им мотоциклы. Страх от того крика, который солдаты под-няли на неё, запомнился Валентине Петровне навсегда. Запомнилось и то, как немецкие солдаты наставляли на брата автоматы, а она закрывала его собой, крича, что керосина, который они требуют, у них нет.

Когда начались бои за соседнее село Бунятино, немцы поставили пушки возле телятника, где прятались Горшковы. Пули вокруг свистели беспрерывно, выйти нельзя. Потом среди фашистов началась паника отступления. Погрузив тюки с награбленным добром на сани и посадив Геннадия за возницу, приказали везти всё по направлению к Клину. Но мальчик, выехав за деревню, бросил лошадь с санями и убежал.

Когда в очередной раз Валентина пришла кормить корову, немцев в избе не было, но при отступлении они оставили двоих раненых пленных красноармейцев. Промыв раны, она обрывками простыни перевязала их, как умела. Потом они с братом перетащили раненых в сарай и спрятали в сене. Носили им туда еду, пока немцы не ушли совсем.

Вот вам и «золотая молодёжь» районного масштаба. Кавычки хочется убрать.

В это время их отец Пётр Тимофеевич Горшков находился на базе партизанского отряда в лесу под Тимоново. Пять десятков крепких, сытых, хорошо обмундированных мужчин жаждали принять участие в боях. После донесения разведки о том, что 28 ноября 1941 г. в 05.35 немецкие автоматчики, а за ними и танки перешли Яхромский мост и направились к Шпилёво с целью перерезать дорогу из Дмитрова на Загорск, отряд готов был вступить в бой, но действующие военные подразделения нашей армии не дали осуществиться этому прорыву. «Руководство отряда запрашивало разрешения о переходе группы партизан на лыжах в тыл врага для боевых действий. Руководящая тройка в категорической форме запретила нам это делать. .. .Вследствие того, что частями Красной Армии противник был вскоре отброшен с территории Дмитровского района, отряду боевых действий производить не пришлось», — подводит итог комиссар отряда, второй секретарь ГК партии Александр Иванович Макаров.

После отступления немецких войск началась тяжёлая работа по восстановлению районного хозяйства, налаживании выпуска продукции для фронта дмитровскими предприятиями.

В 1945 году Пётр Тимофеевич Горшков был направлен парторгом на экскаваторный завод.

С 1957 года он — персональный пенсионер, занимался общественной работой.

 

По материлам Натальи Табуновой «Гражданские лица в годы войны»

Журналы Северная Жемчужина:

№1 за 2010г

и №2 за 2010г.

 

 

This entry was posted in История Дмитрова и района, История села и церкви. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий