Как Дмитровское ОГПУ за чистоту русского языка боролось

prikaz«Отдельные слова жаргона уголовного элемента в лагерях начинают принимать права гражданства. Такие слова как «туфта», «блат», «филон» и т.п. становятся словами общеупотребительными, не изгоняемымии даже из официальной переписки докладов, и т.д.

Засорение языка словами взятыми из жаргона уголовного элемента представляет громадную опасность, которую сожалению не понимают даже ответственные работники строительства и лагеря.

Введение в практику таких слов, как «туфта», «блат» и т.п. является следствием того, что явления ими определяемые стали обыч­ными.

Самые отвратительные виды вредительства, борьба с которыми всеми мерами должна была бы вестись не только чекистами, но и все­ми добросовестными и перековывающимися лагерниками, из за того, что эти виды вредительства квалифицируются новыми не мобилизующими вни­мания словами, не стали предметом немедленного пресечения их.

Нет никакого сомнения, что при правильной квалификации явлений, при квалификации, например, «туфта» как «очковтирательство», «дача заведомо ложных сведений» и т.п., «блата» — как «взятка», «исполь­зование служебного положения» и т.п., на них сразу же было бы обращено необходимое внимание и были бы приняты соответствующие меры воздействия как административного, так и общественного.

Ставя первоочередными задачами борьбу с очковтирательством, дачей заведомо ложных сведений, как с явлениями дезоорганизующими строительство, со взяточничеством и использованием служебного положения, как фактами расхищения народного достояния, предлагаю по лииии КВО провести кампанию за изгнанию из лагерного лексикона в первую очередь слов «туфта» и «блат».

Лагерникам должны быть разъяснены причины этого. Должно быть внушено, что одним допущением этих слов они занимаются укрывательством ряда вредительских актов, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ответственные работники должны иметь в виду, что если указанное требуется от рядового лагерного работника, это тем более относится к ним. Они должны понять что изгнание указанных слов из обихода является необходимым для того, чтобы сами явления ими определяемые не могли бы в лагере иметь место.
В частности, не оправданную разницу, которая будет получаться между ежедневными оперативными данными по земляным работам и данными контрольных инструментальных обмеров, в дальнейшем надлежит квалифицировать как заведомо ложные сведения».

Приказ № 50 по строительству канала Москва-Волга и Управлению Дмитлага ОГПУ. от 15 апреля 1933 г.

О происхождении жаргонного слова «туфта»

Труд, в особенности тяжёлый физический труд, сокращённо ТФТ, должен был перековать бывших преступников в полноценных граждан нового общества, строителей социализма.

Термин ТФТ действительно расшифровывается — тяжёлый физический труд. При участии в работах, связанных с ТФТ (а к ним относились далеко не все работы, производимые при строительстве каналов) заключённым засчитывался 1 день ТФТ за 2 дня отсидки, то есть фактически сокращался срок заключения. Так, к примеру, к ТФТ относились работы по укреплению берегов канала. Делалось это следующим образом — по склону берега строились деревянные клети, а затем эти клети заполнялись крупным булыжником и колотым камнем. Работа действительно была очень тяжёлая, так как заполнение шло вручную, даже без использования тачек. Работы частенько выполнялись некачественно, так как ЗК стараясь облегчить себе работу, забивали клети ветками деревьев, мусором, песком и вообще всем, что попадётся под руку. Именно это и породило неологизм «гнать туфту», то есть халтурно выполнять какую-либо работу или вообще имитировать бурную деятельность.

О приосхождении слова «блат»

В начале XX века, очевидно в Одессе, это понятие перешло в жаргон еврейского уголовного мира и стало означать, соответственно, членов воровских шаек, живущих в соответствии с воровским законом, и людей, к сообществу не причастных. Отсюда «блатной (воровской) жаргон», «блатная (воровская) музыка» («шансон»).

В одесском воровском жаргоне слово «блат» буквально значит «ладонь». А пришло оно из немецкого и идиш через польский язык. Там выражения типа na blat значили «подкупить кого-то», «быть в хороших отношениях», «дружить». Может быть, именно они стали основой русского выражения. Вспомните, кстати, жаргонные выражения «Дай блат!» (то есть по рукам, согласен на сделку) или куда более известное «ударить с кем-нибудь по рукам» (то есть заключить сделку).

Потом слово «блат» в воровском жаргоне переосмыслилось и стало означать «преступление, мошенничество», «содействие в противозаконной сделке», а затем вообще превратилось в общее название всего преступного мира.

Итак, еще раз: по блату — это незаконным образом, «как у блатных», то есть лиц преступного мира. У тех, кто не принимает законов и живет по воровским обычаям. В позднесоветскую эпоху о воровском происхождении слова старались не вспоминать. По блату «доставали» (еще одно советское слово) колбасу, книги, путевки в санаторий, пальто, билеты в театр… Нет, не воровали — но покупали, используя знакомства и часто обходя закон. По блату.

О происхождение слова «филон»

Шутливо-каламбурная «расшифровка» специфически уголовного арготизма филон («лентяй, увиливающий от работы»), из лагерной среды проникшего в народное употребление, интересна лишь тем, что в ней использована опора на значение не «лениться», а «отлынивать от работы»: «В середине 20-х гг. на Соловках заключенными была выдумана такая расшифровка: «Фиктивный Инвалид Лагерей Особого Назначения» .

Филонить, филон, которые значат в современной речи совсем не «лодырничать» и «лодырь», а «отлынивать от работы» и тот, кто уклоняется от работы; в жаргоне «сачок».

Пословицы и стихи:

«Россия держится на блате, туфте и мате»

«Блат и туфта выше ЦК»

«Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала».

«Блат выше Совнаркома»

 

Поддерживают лагерь три кита.

Китовьи имена: Мат, Блат, Туфта.

Минувшего сравненьем не тревожь:

без Мата в лагере не проживешь!

Чтоб не дразнить смирением врага,

грози бандюге «посшибать рога»,

«бери на горлышко», чтоб «хвост не поднимал»

блатарь зазнавшийся, немыслимый нахал….

 

Кит номер два — солидней и мощней:

без Блата в лагере прожить еще трудней!

Ты с каждым лагерным аристократом

связаться должен самым тесным блатом.

С кем нужен блат? С бухгалтером, с трудилой,

с прорабом, с поваром, с десятником, с лепилой,

с охраной, с воспитателем, с вахтером,

с завхозом, с хлеборезом и с каптером,

с завбаней, с парикмахером… Хоть здесь

представлен список далеко не весь —

с таким комплектом ты в натуре сыт,

пригрет, одет, и мыт, и даже брит.

 

Кит номер три — великая Туфта,

с кем рядом Мат и Блат — одна тщета!

Ведь без нее — будь лучшим работягой —

кончая срок, ты станешь доходягой…

А матушка Туфта научит нас,

как сытым быть — и сил сберечь запас:

как, скажем, складывая торф с боков,

в середку льдину громоздить за льдиной,

чтоб штабель величавою картиной

вздымался аж до самых облаков,

чтоб у костра покуривать полсмены

и числиться при этом рекордсменом…

Экономисты, техники, врачи —

мы все туфтим… Покорствуй и молчи!»

 

 

This entry was posted in История канала им. Москвы. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий