Крестьяне-коммунисты в Российской империи

 Из книги Алексеева С.Г. «Местное самоуправление русских крестьян в XVIII-XIX в.в.

«Законодатель признает  за всеми людьми свободу совести, лишь бы этою свободою не нарушился порядок  государственной жизни. По­этому законодатель дает  право на жизнь и труд  таким  своим  граж­данами, которые явно расходятся с  основными принципами государ­ственной жизни; а именно, отрицающими право частной собственности, право Верховной Власти, право законов  божеских  и человеческих.

Таковы крестьяне м. Сарепты и подобные же колонии в  трех  Прибалтийских губерниях, сектантские общества и социалистические поселки. Сарептские и подобные им  крестьяне прибалтийских  губерний соста­вляют Евангелические Братские общества, общую собственность движимого и недвижимого имущества, которою также и пользуются сообща, по-братски. Во внутреннем  строе  законодатель предоставил  пользо­ваться обычаями, на евангельском  законе  основанными.

Законодатель постановил  учредить братьям  внутреннее присутственное место—Правление Евангелического Братского Общества, состоящее из  двух  начальников, одного юстициариуса и трех  заседателей по выбору обще­ства и приравнял Правление к  Городскому Магистрату с  тем  различием , что оно не подчиняется никакому присутственному месту, но состоит  в  зависимости от  Министерства Государственных  имуществ  и только ему дает  отчет  в  своих  делах.

Конечно, государственныее и земские повинности коммунисты обязаны отбывать, как  и все.

Масса сектантских  обществ: духоборов, хлыстов, скопцов, субботчиков, раскольников  различных  толков  и мн. др. отрицают  право Верховной Власти или только Царской, или вообще всякой Верховной. Законодатель держится вообще свободы убеждений; если гражданин  имеет  несогласные с  законодателем  убеждения, то таковому законодатель запрещает  пропагандировать, совращать других.

Иначе сказать законодатель требует  скромного, молчаливого поведения, как  одной из  гражданских  обязанностей. „Ты отрицаешь Духовную и Светскую Вла­сти, отрицай, только не кричи о своем  отрицании, этим  ты нару­шаешь общественную тишину и порядок, как  бы говорит  подобным  личностям  законодатель. Само-собою разумеется, отрицание это не должно освобождать от  обязанностей, единенных  с признанием  властей. Занимаешь клочок  земли, плати поземельный налог; придёт 21-й год, надевай солдатскую шинель, выбирают  тебя в  присяжные, иди, приказывает тебе  городовой убираться с  улицы, убирайся и т. д.

Иначе представить государственную жизнь невозможно, если всякий будет  в  области совместной гражданской жизни следовать своим  убеждениям, а не тем, которыее законодатель выразил в законе.

Именно, необходимость государственного, определенного порядка и вынуждает законодателя, при полной веротерпимости и свободе  убеждений, налагать некоторые легальные ограничения. „Раскольники не преследуются за мнения их  о вере, но запрещается совращать и склонять кого-либо в  раскол  свой, под  каким  бы то видом ни было».

„Запрещается заводить или распространять между православными какие-либо ереси». „Скопцам  запрещается принимать к  себе  в  семейство под  каким  бы то ни было видом, чужих  детей». После дня мера вызвана практическою необходимостью: скопцы всегда стараются оскопить даже насильно детей.

Если раскольники, которые иногда прямо отрицают Царскую власть, пользуются свободою веры, то тем  более иностранные христианские исповедания, или магометане и евреи. Даже язычники, как  мы упоми­нали в отделах об инородцах, пользуются полною свободою веры и отправления обрядов.

„Запрещается чинить ложные разглашения и распространять рассуждения, умствования и толки предосудительные для правительства». Запрещаются всякие противозаконные сообщества: все  тайные общества, с  какого бы целью они ни были учреждены, все преследующие вредную цель собрания, товарищества, кружки, артели и проч., под  каким  бы наименованием они ни существовали, и т. д.

Виновные в  распроcmранении ересей и расколов … скопцы за распространение своей ереси и соврщащение в оную…». Исключение составляет  только умы­сел   против Государя, который карается, как  и действие.

Из  при­веденных, статей наших  предупредительных, исправительных  и уголовных законов, вытекает  выраженная ранее нами мысль о пре­следовании законодателем пропаганды, распространения своих  незакон­ных  убеждений, а не за сами убеждения.

Поэтому законодатель допу­стил спокойно существовать в  государстве  массе сектантских  крестьянских  обществ с противозаконными убеждениями. Конечно, в случае если сектанты не пожелают  платить государственная поземельного налога, нести личной воинской повинности, ослушаются начальства «явно и упорно», то с таковыми будет  поступлено не иначе, как  с  нарушителями 262 ст. Уложения о Наказаниях.

К тем  же соображениям  законодатель или точнее правительство терпит различные коммунистические общества, приютившиеся в  некоторых  уголках  Кавказа. Члены этих  „обществ», если только можно назвать таковое собрание индивидумов человеческого животного мира обществом, так  как  сами члены считают  свою совокупность не за общество, а за стадо, которое тоже в  своем  роде  общество, не признают ничего, ни Бога, ни Царя, ни закона, ничего, как  животные.

Что же с  ними делать? Ничего. Nibil ost nichil. Они никого не трогают,  и их  никто не трогает. Всякий по-своему с  ума сходит. Опять таки не заплати коммунисты государственный налог, уклонись от  воин­ской повинности, ослушайся начальство, к ним  немедленно и неминуемо должна быть применена 262 и сл. статьи Уложения о Наказаниях.

Мы причислили коммунистические общества, даже интелегентные, к  вольным крестьянам, так  как  самое слово „крестьянин » в  конце XIX в. начинает  терять свое специальное значение крепостного, по­датного состояния и опять возвращается к прежнему значению христианина или гражданина, пока  не получит  следуемой ему жалованной грамоты на гражданство. Словом  гражданин  можно было удобно в  XX в. объединить многочисленные названия крестьян, за исключением казаков, составляющих  историческое исключение в  империи.»

This entry was posted in История Дмитрова и района, История села и церкви. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий