Точка поворота

elena002Рассказ жительницы нашего села, Елены Синициной, о трудном периоде, в котором она полностью изменила свою жизнь, оставила высокую должность и увлеклась живописью, которая не просто помогла пережить внутренний кризис, но и подарила новый смысл каждому ее дню.

Когда я только начинала рисовать, некоторые знакомые удивлялись: «Ты — и рисуешь?! Невоз­можно поверить! Зачем тебе это надо?» Вся моя предыдущая жизнь совершенно не предполагала такого поворота. Точкой отсчета для пере­мен стал личный кризис, давший мне возможность пересмотреть свою жизнь и изменить ее.

В ПИКЕ

К 50 годам я работала директором по маркетингу в крупном издатель­ском доме. Это очень интересный, творческий бизнес, требующий максимальной самоотдачи. Но главное слово в словосочетании «творческий бизнес» — все-таки «бизнес»: жесткие цели, стратегии их достижения, пошаговый план, отчетность… А я, махровая перфекционистка, привыкла каждое дело доводить до самого лучшего результата, неважно, сколько сил для этого требуется. Неудивитель­но, что каждый день проходил в режиме перегрузок. Однажды наступил момент, когда я отчетливо ощутила: дальше жить в ежедневном стрессе не могу. Нужно что-то менять.

Возможно, я шла бы к этому реше­нию гораздо дольше, но был и еще один фактор. У меня всегда были проблемы с глазами — с рождения дистрофия сетчатки, и от перегру­зок на работе зрение стало резко ухудшаться. Я уже потеряла зрение на один глаз, а второй приходилось поддерживать постоянным укрепле­нием сетчатки. Стало очевидно, что я могу полностью ослепнуть, если буду продолжать работать в таком ритме. Это и заставило сделать выбор.

ВЫХОД ЗА РАМКИ

Отказаться от работы было трудно, я понимала, что теряю должность и стабильный доход. Кроме того, одновременно шел очень тяжелый развод и раздел имущества с мужем, что, конечно, отбирало много сил и нервов. Но что поделать — важные события в жизни часто происходят одновременно. Вот и у меня проблемы со здоровьем, развод и усталость от работы наложились друг на друга и стали основой для внутреннего  кризиса, требующего что-то изменить в жизни.

Очень трудно противостоять инерции. Всю жизнь мы суще­ствуем в системе: утром нужно встать, пойти в школу или институт, потом семья, ребенок, работа — все расписано заранее. Это создает ощущение стабильно­сти, уверенности в завтрашнем дне, но только до определенного момен­та, пока не поймешь, что одной стабильности тебе мало.

Я уволилась с работы. Бизнес оставлять было очень страшно, ведь я совершенно не понимала, что там, дальше. Отсутствие систе­мы, графика, расписания на каж­дый день — серьезное испытание для человека, который привык жить в жестких рамках. К счастью, это испытание я прошла.

ПОИСК ОТ ПРОТИВНОГО

Я совсем не понимала, чем занять­ся. Решила оттолкнуться от против­ного: а чего я не хочу? Совершенно точно я не хотела жить как раньше, по расписанию. Постепенно поня­ла, что хочется заниматься творче­ством. Еще до увольнения я начала ходить в дизайнерскую студию, где учили декорированию, керамике, витражам, реставрации и росписи мебели. Там я встретила множество людей самых разных профессий — врачей, математиков, менеджеров. Учиться мог любой человек, даже если раньше никогда не рисовал и ничего не делал руками. Сначала я увлеклась декорировани­ем — кракелюром, декупажем, золо­чением мебели. Очень нравилось, я до сих пор украшаю интерьеры, но этого показалось мало. Я долго присматривалась к живописи и, в конце концов, попробовала. Это казалось прыжком с обрыва — ведь до 50 лет я никогда не держала в руках кисть и краски, за исключе­нием школьных уроков рисования.

 АРТ-ТЕРАПИЯ

Сначала рисовала копии. Первой работой стала копия картины Серова «Похищение Европы», ее я подарила сестре. Вскоре стала рисовать по фотографиям, потому что не было возможности выезжать на пленэр.

В какой-то момент поняла, что сам процесс создания полотна, начиная с поиска фотографии, покупки холста на подрамнике, вы­бора кистей, — для меня исцеление. Иногда устаю за день, понимаю, что нужно прилечь отдохнуть, но про­хожу мимо мольберта с незакончен­ной картиной и сажусь рисовать. Доделываю какую-то часть, а когда отхожу от мольберта, понимаю, что усталости как не бывало. Это очень приятное ощущение.

Я полюбила художественные сало­ны, в которых продаются кисточки, подрамники, холсты, краски — их запах и интерьеры, саму атмосферу. Каждый поход туда — источник положительных эмоций. Очень сложно, когда задуманное не получается. Начинается самоко­пание: может, вовсе не стоило этим заниматься? Но теперь стараюсь справляться со своим перфекционизмом. Я не хочу быть только хорошей, правильной — хочу быть собой, а это подразумевает и неуда­чи, и трудности. Так что говорю себе: «Подожди, не торопись, всему свое время». Потихоньку работаю дальше и постепенно снова начинает получаться. Это такое счастье!

ЭКЗАМЕН СДАН

У каждого процесса должен быть результат. Поэтому все работы, рож­дающиеся в нашей студии, участву­ют в выставке, которая называется «Выставка успешных людей». Примерно через год занятий живо­писью приняла в ней участие и я.» Признаюсь, было страшно: чувствуешь, что очень сильно раскрываешься перед совсем не­знакомыми людьми.

Моя первая картина — лодка, стоящая на бере­гу, — это ведь, в сущности, я сама. Картина нравилась родным и зна­комым, но как ее оценят другие? Больше всего боялась критики профессионалов. Ведь я не училась, как они, просто села, взяла в руки карандаши и кисти, и у меня полу­чилось. А может, только кажется, что получилось? Но выставка развеяла сомнения и страхи. Мои картины не только понравились, одну даже купили! И тогда я окончательно по­няла, что рисование — это мое, имен­но этим я теперь буду заниматься.

ИСТИНА В СЕБЕ

Мне очень повезло: меня поддержа­ли родные. Конечно, в глазах мамы сначала был некоторый испуг. Зато дочь сразу похвалила мои работы и ни секунды не сомневалась в том, что надо продолжать. Более того, она сама взяла в руки кисть. Правда, времени рисовать у нее немного: Катиному сыну и моему внуку Диме чуть больше года.

Последнее доказательство того, что я все делаю правильно, выяснилось на очередном осмотре у окулиста. Доктор сказала: «Очень хорошо, что вы занялись живописью! Это стимулирует кровообращение, тре­нирует глазной нерв и поддерживает зрение».

В китайском языке слова «кризис» и «возможности» обозначает один и тот же иероглиф. Наверное, не зря, ведь в каждой трудной ситуации, даже если она кажется тупиковой, есть потенциал для развития. Только ресурс для дальнейшего движения стоит искать не во внешнем мире, не в других людях, а в себе. Главное — честно ответить на вопрос «Чего я хочу?», верить себе и не бояться перемен.

Журнал «Здоровье» август 2010 г.

This entry was posted in Житейские истории. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий