Священномученик Симеон

Кульгавец Семен Демьянович, +21.02.1938)

Священномученик Симеон родился 2 февраля 1882 года в городе Посадо-Ломазы Бельского уезда Холмской губернии в семье крестьянина Демьяна Кульгавца. Отец умер, когда Семену было три года. Семья была бедная, средств после отца не осталось, и мать стала работать по найму. Семен окончил школу псаломщиков и служил псаломщиком в церкви в Бельском уезде.

В 1915 году, при занятии немцами Холмской губернии, Семен Демьянович выехал в центральную Россию и был принят как беженец в Николо-Пешношский монастырь Дмитровского уезда Московской губернии и прожил здесь год. С 1917-го по 1922 год он служил в Москве милиционером, был женат на дочери крестьянина села Куликово Гавриила Ивановича Густарева – Марии.

В 1922 году Семен Демьянович подал прошение архиерею и был определен псаломщиком к храму в селе Дулово Корчевского района Тверской области, а в 1925 году – переведен псаломщиком в церковь села Орудьево Дмитровского района Московской области. В 1930 году рукоположен в сан диакона и в том же году – в сан священника к храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Якоть Дмитровского района Московской области.

Священник церквей с. Якоть и с. Тимоново Дмитровского р-на. Проживал: Московская обл., Дмитровский р-н, с. Якоть

18 января 1938 года власти арестовали священника по обвинению в антисоветской агитации, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Лжесвидетели показали, будто отец Симеон говорил: «Вышла новая конституция, а на Церковь гонения не прекратились, опять закрывают церкви и ни за что забирают попов; говорят, Церковь отделена от государства, а налоги советская власть с попов берет».

– Какую цель вы преследовали, выезжая из Польши в Россию в 1915 году? – спросил священника следователь.

– У меня никакой цели не было, пришлось выехать по необходимости, так как наша местность была оккупирована немцами, и я оттуда выехал как беженец.

– Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?

– Виновным в предъявленном мне обвинении я себя не признаю, – ответил священник, и на этом допросы были закончены.

11 февраля 1938 г. тройка НКВД по обвинению «контрреволюционная агитация против советской конституции» приговорила о. Симеона к расстрелу. Священник Симеон Кульгавец был расстрелян 21 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Реабилитирован 30 июня19890 г. Священномученик Симеон по представлению Московской епархии канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000г.

В селе Якоть Дмитровского района Московской области, где служил свмч. Симеон, в 2005-2007 гг. построен храм-часовня во имя Новомучеников и исповедников Российских.

Использован материал книги Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Январь-май — Тверь: «Булат» , 2002 год, стр. 106-108.

ДОПОЛНЕНИЕ

Сщмч. Симеон (Кульгавец) не был монахом Николо-Пешношского обители. В его жизнеописании мы видим, что он пытался как-то устроиться в новой жизни – служил в Москве милиционером в 1917 – 1922 годах. Он женился, что известно из других источников. Но что-то заставило этого человека бросить «советскую службу», дававшую в те голодные годы кусок хлеба. И перейти из стана гонителей в стан гонимых. Бывший милиционер, как никто, понимал, какая судьба ждет «церковников» — так в те времена именовались люди, служащие в церкви. Что же, это не первый случай в истории христианства.

Сщмч. Симеон всего год пробыл в Николо-Пешношском монастыре, но жизнь его как-то удивительно переплелась с судьбой этой обители, о которой мы узнаем через его жизнеописание, что в трудные годы Первой мировой войны этот монастырь, по завету своего основателя – нищелюбца преп. Мефодия Пешношского, принимал беженцев.

Потом, после милиции, Симеон прослужил псаломщиком в Покровском храме села Орудьево 5 лет — с 1925 года по 1930 год. Покровский храм стоит на шоссе, всем виден. Внутри него множество прекрасных живописных икон в окладах, пятиярусный иконостас. И этот храм, и храм Введения в селе Очево, находящийся неподалеку, никогда не закрывались. Я повторюсь: это два из 8 храмов в Дмитровском районе, которые действовали в 1944 году. (Действовали они и раньше и позже 1944 года, просто статистика относится к 1944 году). В истории Покровского храма говорится, что, когда власти налагали налог на этот храм, то жители собирали деньги и выплачивали налог, и таким образом храм избежал закрытия.

Конечно, это было так, но все-таки, повторю утверждение, которое я слышала от своего духовного отца – был молитвенник! И этот молитвенник, скорее всего, монах Николо-Пешношского монастыря иеродиакон Серафим (в схиме Александр), который с 1927 года жил в Княжеве, не так далеко от обоих храмов. Мы просто можем воочию убедиться, что может молитва праведника, взглянув на эти неразграбленные храмы.

Сейчас в прекрасном храме Покрова в селе Орудьево, где служил псаломщиком будущий сщмч Симеон, собирается приличное для сельского храма количество народа на богослужение, благодаря благолепию храма и благоговейному служению иерея Ростислава Шишова. Летом количество верующих увеличивается за счет дачников. Но, конечно, далеко не все жители Орудьева спешат в храм. Мы опять, как Иваны, не помнящие родства, заняты своими делишками и не идем молиться в храмы, которые нам достались кровью мучеников.

Тело мученика Симеона погребено в безвестной могиле на Бутовском полигоне. Но на месте последнего служения сщмч Симеона в селе Якоть построен храм-часовня в честь Новомучеников и исповедников Российских. Наверное, это самый лучший памятник, какой можно придумать священномученику Симеону (Кульгавцу).

Comments are closed.